Изменения в налоговом законодательстве на 2015 год.

Какие изменения ждут казахстанских налогоплательщиков с 01.01.2015 года?

  • Регистрационный учет индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора

Статья 12 Налогового кодекса дополнена подпунктом 20-2), которым определяется понятие профессионального медиатора. Ввиду чего по всему тексту Налогового кодекса изменены статьи, касающиеся исполнения налогового обязательства такой категорией лиц.

Сокращены документы, предоставляемые налогоплательщиками при прекращении деятельности, в порядках, установленных статьями 41,42,43 Налогового кодекса. В частности, исключено требование по предоставлению в налоговый орган свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или пояснения на бумажном носителе при его утере или порче, документа, подтверждающего публикацию в периодическом печатном издании информации о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора. Таким образом, с 1 января органы государственных доходов не должны истребовать данные документы при прекращении деятельности отдельными категориями налогоплательщиков.

Определен срок снятия с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора, прекращающих деятельность. Соответственно, снятие с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя налоговые органы обязаны произвести не позднее трех рабочих дней со дня исполнения налогового обязательства и разместить на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о снятии индивидуального предпринимателя с регистрационного учета. Просмотр информации о снятии индивидуального предпринимателя с регистрационного учета можно осуществить на сайте во вкладке web-приложения http://kgd.gov.kz/ru/user «Электронные сервисы/Помощь бизнесу/Поиск налогоплательщиков» путем ввода соответствующего идентификационного номера (ИИН/БИН).

Также, установлено требование по размещению на интернет-ресурсе уполномоченного органа информации об отказе в снятии с регистрационного учета. Ввиду чего, КГД МФ РК в течение 2015 года будет рассмотрен вопрос реализации соответствующей доработки ИНИС и портала Комитета.

Кроме того, изменена процедура подачи налогового заявления в целях постановки (изменения регистрационных данных) физического лица на регистрационный учет в качестве частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора, которая с 1 января 2015 года подлежит осуществлению только в электронном виде посредством веб-портала «электронного правительства». Соответственно, подача налогового заявления в налоговый орган на бумажном носителе данной категорией налогоплательщиков ограничивается (статьи 565-566 Налогового кодекса).

С 1 января 2015 года регистрация в налоговых органах (изменение регистрационных данных) частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора осуществляется только в электронном виде посредством веб-портала «электронного правительства». Управления Департамента государственных доходов осуществлять прием налогового заявления о постановке физического лица на регистрационный учет в качестве частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора на бумажном носителе не будет.

Также, в статью 567 Налогового кодекса включено требование, предусматривающее право налогоплательщика в получении в налоговом органе по месту нахождения письменного подтверждения о снятии (отказе в снятии) его с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора. Данный документ не имеет установленной формы, соответственно оформляется произвольно на фирменном бланке налогового органа, с проставлением подписи должностного лица налогового органа и печати (штампа).

  • Упрощенное прекращение деятельности индивидуальными предпринимателями

С 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям пункта 2 статьи 43-1 Налогового кодекса, вправе прекратить свою деятельность в упрощенном порядке.

Упрощенный порядок заключается в исключении требования по проведению камерального контроля, осуществляемого налоговыми органами до снятия с регистрационного учета индивидуального предпринимателя. Производится на основании:

1) налогового заявления налогоплательщика о прекращении деятельности либо

2) письменного согласия, содержащегося в налоговом заявлении о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности или в расчете стоимости патента.

Обращаем внимание, что согласно данной статьи индивидуальные предприниматели:

1) применяющие специальный налоговый режим на основе патента и не представившие в течение шестидесяти календарных дней со дня истечения срока действия патента или окончания периода приостановления деятельности очередной расчет стоимости патента;

2) приостановившие представление налоговой отчетности и не представившие после окончания периода приостановления деятельности налоговую отчетность в течение шестидесяти календарных дней со дня истечения срока представления налоговой отчетности, установленного Налоговым кодексом

при соответствии условиям пункта 2 подлежат снятию с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя.

  • Бездействующие налогоплательщики

С 1 января 2015 года изменен порядок размещения на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа информации о бездействующих налогоплательщиках. В частности, упраздняется размещение списка налогоплательщиков, признанных бездействующими.

Исходя из чего, с 1 января 2015 года КГД МФ РК прекращает формирование и размещение на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа списка налогоплательщиков, признанных бездействующими, в формате Excel.

Информацию об отнесении налогоплательщика к числу бездействующих можно просмотреть на сайте во вкладке web-приложения http://kgd.gov.kz/ru/user«Электронные сервисы/Помощь бизнесу/Поиск налогоплательщиков» путем ввода соответствующего идентификационного номера (ИИН/БИН).

Следует напомнить, что с 1 января 2015 года первоисточником получения сведений о признании налогоплательщика бездействующим является исключительно ИНИС.

  • Регистрация плательщиков НДС

Статьей 3 Закона введено требование, предусматривающее снятие с регистрационного учета по НДС с 1 января 2015 года плательщиков НДС, приостановивших представление налоговой отчетности по состоянию на 1 января 2015 года.

Также, введена статья 6 Закона, которая определяет, что иностранцы или лица без гражданства, у которых отсутствует идентификационный номер, являющиеся первыми руководителями юридических лиц-резидентов, нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, до 1 января 2015 года обязаны обратиться в налоговый орган для получения такого номера, а также внести соответствующие изменения в регистрационные данные.

Не выполнение указанных выше условий служит основанием снятия юридических лиц-резидентов, нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, первые руководители которых не обратились в налоговые органы до 1 января 2015 года для регистрации в качестве налогоплательщика, с регистрационного учета по НДС с 1 января 2015 года.

Также, с 1 января 2015 года отсутствие у первого руководителя юридического лица-резидента, нерезидента, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, идентификационного номера является основанием в неприеме налоговым органом налогового заявления о регистрационном учете по НДС и отказе в постановке на регистрационный учет по НДС.

Пункт 7 статьи 568 Налогового кодекса дополнен требованием по предоставлению одновременно с налоговым заявлением, подаваемым в целях для постановки на регистрационный учет по НДС, копии документов, подтверждающих сложившееся превышение минимума облагаемого оборота налогоплательщика. Документами, подтверждающими сложившееся превышение минимума оборота налогоплательщика, признаются акты выполненных работ, оказанных услуг и иные документы, свидетельствующие о факте совершения оборота.

Изменена нумерация статей УК РК, ввиду чего внесены редакционные изменения в статью 569 Налогового кодекса. Кроме того, в статье предусмотрены дополнительные условия отказа в постановке на регистрационный учет по НДС, вводимые в действие с 1 июля 2015 года, согласно которым не соответствие цели пребывания и разрешенного срока пребывания физического лица-иностранца или лица без гражданства, являющегося первым руководителем юридического лица служит основанием отказа в постановке на регистрационный учет по НДС. С 1 июля 2015 года при добровольной постановке на регистрационный учет по НДС будет рассматриваться наличие уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций (статья 245 УК РК).

В статью 570 Налогового кодекса введены требования, согласно которым Свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС юридического лица-резидента Республики Казахстан, индивидуального предпринимателя, относящихся к субъектам малого предпринимательства, подлежит получению первым руководителем юридического лица-резидента Республики Казахстан, индивидуальным предпринимателем лично под роспись в журнале выдачи документов при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Также, определено требование налоговых органов при выдаче свидетельства о постановке на регистрационный учет по НДС фотографирования первого руководителя юридического лица-резидента Республики Казахстан, индивидуального предпринимателя, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

В пункт 4 статьи 571 Налогового кодекса введены дополнительные условия, служащие основанием снятия с регистрационного учета по НДС по решению налогового органа без уведомления налогоплательщика. Определены даты снятия с регистрационного учета по НДС для новых условий снятия. Однако следует учесть, что текущие изменения будут введены в действие с 1 июля 2015 года.

Так, добавлены следующие условия:

6) не отражение плательщиком налога на добавленную стоимость в декларации по налогу на добавленную стоимость сведений об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг в течение двух непрерывно следующих налоговых периодов;

7) отсутствие превышения размера оборота у лица, вставшего на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость согласно пункту 1 статьи 568 настоящего Кодекса, в календарном году, в котором произведена такая постановка на регистрационный учет, минимума оборота, установленного пунктом 5 статьи 568 настоящего Кодекса;

8) если первый руководитель или единственный учредитель (участник) юридического лица, или индивидуальный предприниматель является:

  • недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) безвестно отсутствующим физическим лицом;
  • умершим (объявленным умершим) в случае, если с момента смерти (объявления умершим) истекло шесть месяцев;
  • физическим лицом, имеющим непогашенную или неснятую судимость по статьям 192-1, 216, 217 и 222 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 16 июля 1997 года;
  • физическим лицом, имеющим непогашенную или неснятую судимость по статьям 216, 238, 240 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года;
  • физическим лицом, находящимся в розыске;

физическим лицом-иностранцем или лицом без гражданства, цель пребывания которого не связана с осуществлением трудовой деятельности в Республике Казахстан, либо разрешенный срок его пребывания на территории Республики Казахстан истек.».

  • Регистрация в качестве электронного налогоплательщика

Статья 572 Налогового кодекса дополнена изменением, предусматривающим подачу налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения или жительства налогоплательщика в электронном виде.

Исключено требование по заключению с налогоплательщиком соглашения об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами.

Кроме того, дополнены основания аннулирования электронной цифровой подписи. Так, согласно внесенным изменениям снятие налогоплательщика с регистрационного учета по НДС по решению налогового органа в соответствии с подпунктами 1), 2), 3), 6), 7) и 8) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса служит основанием аннулирования электронной цифровой подписи налогоплательщика.

  • Регистрация налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды деятельности

Изменена процедура постановки на регистрационный учет по отдельным видам деятельности (статья 574 Налогового кодекса), в частности, введено требование, что постановка налогоплательщика на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, производится согласно налоговому заявлению, либо сведениям государственного электронного реестра разрешений и уведомлений по видам деятельности, подлежащим лицензированию, то есть в автоматическом режиме. Использование сведений государственного электронного реестра разрешений и уведомлений по видам деятельности, подлежащим лицензированию, также будет применяться и при снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности.

Исключено требование, регламентирующее выдачу при постановке на регистрационный учет по отдельным видам деятельности регистрационной карточки.

  • По налоговой отчетности

Статья 68 Налогового кодекса дополнена требованием, ограничивающим налогоплательщиков, признанных бездействующими в порядке, установленном пунктами 2 и 3 статьи 579 Налогового кодекса, в предоставлении отчетности по НДС в электронном виде.

Введено требование, согласно которому налогоплательщик (налоговый агент), являющийся плательщиком НДС, в случае принятия решения о приостановлении деятельности обязан одновременно с документами, установленными пунктом 1 статьи 73 Налогового кодекса, представить в налоговый орган по месту своего нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС в целях снятия с такого учета.

  • Вступление Армении в состав Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года в состав Евразийского экономического союза вступает Республика Армения, в связи с чем косвенные налоги во взаимной торговле с Арменией подлежат администрированию в соответствии с Договором о ЕАЭС и будут взиматься согласно статьи 276-1 Налогового кодекса.

  • Освобождение физических лиц от уплаты НДС и акциза при ввозе автотранспортных средств.

С 1 января 2015 года вступает в силу Договор о Евразийском экономическом союзе. Следует отметить, что согласно подпункту 2) пункта 6 статьи 72 данного договора, косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена Евразийского экономического союза товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности.

Хотелось бы напомнить, что согласно пункту 5 статьи 2 Налогового кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора.

Учитывая, что Договор ратифицирован Республикой Казахстан и нормы его имеют приоритет над внутренним законодательством РК, планируется внесение изменений в налоговое законодательство РК, в части исключения из статьи 276-2 Налогового кодекса нормы определяющей в качестве плательщиков НДС физических лиц, импортирующих транспортные средства, подлежащих государственной регистрации в государственных органах РК.

Таким образом, с 1 января 2015 года при ввозе физическими лицами товаров, в т.ч. транспортных средств не в целях предпринимательской деятельности НДС и акцизы не взимаются. Следовательно, согласно пункту 7 статьи 68 Налогового кодекса обязательство по представлению налоговой отчетности по НДС и акцизу не возникает.

  • Право участников внешнеэкономической деятельности РК при импорте товаров с территории государств-членов ЕАЭС представлять налоговую отчетность только в электронном виде.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 20 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе налогоплательщик вправе представить в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов только в электронном виде.

В связи с чем, Законом РК от 28 ноября 2014 года № 257-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения» внесены изменения в статьи 276-11, 276-20, 276-21 Налогового кодекса, которые вступят в силу с 1 января 2015 года. Также подготовлены изменения в НПА действующие в рамках ЕАЭС:

1) ППРК от 30 декабря 2011 года № 1657 «Об утверждении Правил отзыва заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов»;

2) ППРК от 30 декабря 2011 года № 1706 «Об утверждении Правил подтверждения налоговыми органами факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам и акциза по импортированным подакцизным товарам с территории государств-членов Таможенного союза либо мотивированного отказа в подтверждении».

К примеру.

1. По действующему порядку участник ВЭД при импорте товаров на территорию РК с территории государств-членов ТС обязан представить в налоговый орган по месту нахождения декларацию по косвенным налогам, заявление на бумажном носителе и в электронном виде и другие документы (договора, счета-фактуры, выписка банка и т.д.)

2. По порядку, который вступит с 1 января 2015 года участник ВЭД при импорте товаров на территорию РК с территории государств-членов ТС может представить на выбор:

1) ФНО по действующему порядку;

2) ФНО по упрощенному порядку — декларацию по косвенным налогам и заявление только в электронном виде, т.е. без приложения других документов (договора, счета-фактуры, выписки банка и т.д.).

При этом в случае представления импортером ФНО по упрощенному порядку мотивированный отказ представляется только по трем причинам из восьми:

1) установления несоответствия сведений, указанных в Заявлении, сведениям, содержащимся в представленной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, в том числе несоответствия суммы косвенных налогов, исчисленной к уплате по декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, сумме косвенных налогов, исчисленной в Заявлении;

2) неуплаты, а также уплаты не в полном объеме исчисленных сумм косвенных налогов, указанных в Заявлении, представленном одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам;

3) заполнения Заявления не в соответствии с Правилами заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденными уполномоченным органом Республики Казахстан

В случае представления в налоговый орган государства-члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого импортированы товары, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов только в электронном виде, налогоплательщику РК, осуществившему экспорт товаров, налоговым органом РК в течение десяти рабочих дней со дня поступления такого заявления направляется уведомление о получении такого заявления.

  • Изменение срока уплаты НДС и акцизу при импорте товаров с третьих стран

С 1 января 2015 года вступает в силу новая норма Налогового кодекса – это статья 51-3, согласно которой участники ВЭД при импорте товаров с третьих стран имеют право на изменение срока уплаты косвенных налогов по импортируемым товарам при условии:

1) представления в таможенный орган документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, – для таможенной очистки таких импортируемых товаров в полном объеме;

2) если лица, которые в результате применения установленной уполномоченным органом системы управления рисками, не отнесены к категории лиц, не имеющих права на применение изменения срока уплаты по косвенным налогам, предусмотренного названной статьей.

Изменение срока уплаты косвенных налогов по импортируемым товарам в соответствии со статьей 51-3 Налогового кодекса предоставляется путем отражения налоговым органом исчисленной суммы налога в лицевом счете по сроку 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведен выпуск импортируемых товаров для внутреннего потребления в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством РК.

Участники ВЭД, за исключением трехсот крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии со статьей 623 Налогового кодекса, согласно вышеуказанным Правилам не могут получить право на изменение срока уплаты косвенных налогов по импортируемым товарам, то есть данное изменение касается только крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

  • По вопросам применения контрольно-кассовой машины.

1. По вопросам применения ККМ в Налоговый кодекс внесен целый ряд поправок, но хотелось бы обратить ваше внимание на следующее.

Так, ранее подпункт 7) пункта 5 статьи 646 гласил, что книга учета наличных денег и товарных чеков должна быть заверена личной подписью должностного лица, т.е. инспектора, а также подписью руководителя и печатью налогового органа, то с 1 января 2015 года при постановке на учет ККМ книга учета наличных денег и товарных чеков заверяется личной подписью должностного лица, т.е. инспектора, ответственного за данный участок работы и печатью, предусмотренной для их заверения.

Данное новшество введено в целях ускорения процесса постановки на учет ККМ, соответственно сокращен до трех рабочих дней срок постановки на учет ККМ.

2. Перенесен срок применения ККМ с онлайн-передачей данных для налогоплательщиков, осуществляющих реализацию алкогольной продукции и нефтепродуктов, такие ККМ вышеуказанные категории налогоплательщиков должны применять с 1 июля 2015 года.

  • По POS — терминалам

— внесены изменения в статью 11 Закона РК «О платежах и переводах денег», предусматривающие обязательное применение POS-терминалов с 1 января 2016 года ИП и (или) юридическими лицами, применяющими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы и осуществляющие деятельность в городах Астане, Алматы, областного значения;

— постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2014 года № 1147 утвержден перечень отдельных видов деятельности и применения оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек.