Соблюдение законности при рассмотрении обращений граждан

Снижение уровня коррупции в государственных органах является одной из приоритетных задач, поскольку коррупция оказывает наиболее негативное влияние на имидж государственного служащего, подрывает доверие налогоплательщиков и участников внешне экономической деятельности, угрожает развитию рыночной экономики государства, наносит вред экономической и национальной безопасности.

Для борьбы с коррупцией в Республике Казахстан сформирована нормативно-правовая база, нацеленная на  защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Одним из которых является принятие Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Законом  определены положения, регулирующие общественные отношения, связанные с подачей и рассмотрением обращений.

          В Законе используются следующие понятия:

         заявление – ходатайство лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатков в работе субъектов, рассматривающих обращения, должностных лиц, либо критика их деятельности;

         анонимное обращение – обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствуют подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя;

        жалоба – требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов, об устранении неправомерных действий или бездействия должностных лиц, а также отмене незаконных решений субъектов.

        Не подлежит рассмотрению:

        - анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности;

        - обращение, в котором не изложена суть вопроса.

        Обращение, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение 15 календарных дней.

         Обращение, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение 30 календарных дней со дня поступления должностному лицу.

          В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

Обращение, поступившее субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в обращении вопросов, в срок не позднее трех рабочих дней со дня его поступления субъекту или должностному лицу направляется соответствующим субъектам с сообщением об этом заявителю.

         Лицо, подавшее  обращение, имеет право:

        - получить мотивированный ответ в письменной или устной форме о принятом решении, с разъяснением его права на обжалование принятого решения;

        - обжаловать действия (бездействия) должностных лиц либо решение, принятое по обращению;

        - обращаться с ходатайством о прекращении рассмотрения обращения.

При этом необходимо отметить, жалобы на неправомерные действия (бездействия) должностных лиц входят в утвержденный Перечень обращений, подлежащих передаче в автоматизированную информационную систему «Единый учет обращений лиц» Комитета по правовой статистике и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, что дает гражданам уверенность в правовой и справедливой оценке указанных ими фактов.

Кроме того, обеспечивается жесткий порядок информационного взаимодействия государственного органа с гражданами и организациями, подконтрольность и прозрачность обратной связи,практически исключается сфера действия «личного усмотрения» и оказание коррупциогенных  предпочтений, а это дает гарантию налогоплательщикам и участникам внешней экономической деятельности, что обращения, оформленные в установленном порядке, не останутся без ответа и будут рассмотрены в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 ДГД по Павлодарской области