Соблюдение законности при рассмотрении обращений граждан

Снижение уровня коррупции в государственных органах является одной из приоритетных задач, поскольку коррупция оказывает наиболее негативное влияние на имидж государственного служащего, подрывает доверие налогоплательщиков и участников внешне экономической деятельности, угрожает развитию рыночной экономики государства, наносит вред экономической и национальной безопасности.

Для борьбы с коррупцией в Республике Казахстан сформирована нормативно-правовая база, нацеленная на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Одним из которых является принятие Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Законом определены положения, регулирующие общественные отношения, связанные с подачей и рассмотрением обращений.

В Законе используются следующие понятия:

  • заявление – ходатайство лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатков в работе субъектов, рассматривающих обращения, должностных лиц, либо критика их деятельности;
  • анонимное обращение – обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствуют подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя;
  • жалоба – требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов, об устранении неправомерных действий или бездействия должностных лиц, а также отмене незаконных решений субъектов.

Не подлежит рассмотрению:

  • анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности;
  • обращение, в котором не изложена суть вопроса.

Обращение, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение 15 календарных дней.

Обращение, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение 30 календарных дней со дня поступления должностному лицу.

В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

Обращение, поступившее субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в обращении вопросов, в срок не позднее трех рабочих дней со дня его поступления субъекту или должностному лицу направляется соответствующим субъектам с сообщением об этом заявителю.

Лицо, подавшее обращение, имеет право:

  • получить мотивированный ответ в письменной или устной форме о принятом решении, с разъяснением его права на обжалование принятого решения;
  • обжаловать действия (бездействия) должностных лиц либо решение, принятое по обращению;
  • обращаться с ходатайством о прекращении рассмотрения обращения.

При этом необходимо отметить, жалобы на неправомерные действия (бездействия) должностных лиц входят в утвержденный Перечень обращений, подлежащих передаче в автоматизированную информационную систему «Единый учет обращений лиц» Комитета по правовой статистике и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, что дает гражданам уверенность в правовой и справедливой оценке указанных ими фактов.

Кроме того, обеспечивается жесткий порядок информационного взаимодействия государственного органа с гражданами и организациями, подконтрольность и прозрачность обратной связи,практически исключается сфера действия «личного усмотрения» и оказание коррупциогенных предпочтений, а это дает гарантию налогоплательщикам и участникам внешней экономической деятельности, что обращения, оформленные в установленном порядке, не останутся без ответа и будут рассмотрены в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

ДГД по Павлодарской области